Какой Вы читатель?

Есть такая теория, что все читатели делятся на динамиков и статиков, логиков и мистиков.

  • Динамики – это те, кто предпочитает действия: активные действия и побольше. Подробности наводят на них скуку.
  • Статики, напротив, любят подробные описания: персонажей (их внешности, характера, предыдущей жизни, которая «довела их до такого поворота в сюжете»), местности, среды обитания и пр.
  • Логики – те, кто любят, чтобы всё было понятно, чётко и логично, а все поступки героев были легко объяснимы.
  • Мистики – этим подавай всё необычное, непоследовательное, мистическое, непознанное.

Примеры в лицах

В принципе все классики были статиками: наверно, ввиду отсутствия кинематографа они старались описать картинку как можно более подробно. «Крайним примером» статика для меня является Л.Н.Толстой: когда мне встретилось описание леса на трёх страницах (обычного леса: не после пожара, не иностранного, не какого-то ещё сказочно-таинственного, а самого обыкновенного), моя душа динамика не выдержала и, каюсь, ограничилась кратким содержанием.

Многие современные авторы уже являются динамиками. Ну, к примеру, мой любимый С.Лукьяненко, конечно, динамик: чаще всего мы даже не можем быть уверены, как выглядит главный герой и его жилище. Это «просто человек» и «просто квартира» – они могут быть любыми: как Вы представите. За редким исключением, когда какая-то деталь важна для сюжета.

Примеры логиков – в принципе в той же классической литературе. Ну, и, конечно, детективы должны писаться логиками и для логиков.

Примеры мистиков – Бах, Коэльо, да вообще все, кто пишет притчами, философскими измышлениями и т.п.

Минутка (не)скромности

Когда я даю кому-то почитать своё произведение, то всегда буквально умоляю: пожалуйста, не читай на ходу!.. Это невозможно читать в метро или отвлекаясь на картошку на плите в кухне. И не потому, что у меня зашкаливающее чувство собственной важности: просто я динамик-мистик.

Любого динамика-мистика можно читать только одним способом: сесть в мягкое кресло, завернуться в любимый плед и полностью погрузиться в книгу.

Представьте: много-много, очень много действий, плюс непознанное-непонятное. Чуть-чуть отвлечёшься («какая там станция?», «не подгорела ли там моя картошка?») – и куча мелочей, которые надо удержать в голове, чтобы понять сюжет, рассыпятся, как карточный домик.

Помню, как папа первый раз читал мой рассказ «Вспомнить будущее»: когда он начал листать, мне осталось только вздохнуть и махнуть рукой: «Пропал мой рассказ…» (для конкретного читателя). Потому что он просто не поймёт конец, читая таким способом (ну, сел герой в машину – и что? Только прочитавший всё, от и до, увидит, что это в принципе самоубийство, но, как это ни странно, не прекращающее жизнь).

…А какой читатель Вы? (У меня вот даже справа опрос есть для тех, кто тоже хочет узнать, кого из нас больше.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *